image00003

Изысканность, элегантность, в меру строгость чёрного цвета в сочетании с лёгким, не стесняющим движения кроем и воздушными, абсолютно «живыми» тканями — узнаваемый почерк испанского кутюрье Кристобаля Баленсиаги. Концептуальная выставка его дизайнерских предметов «Balenciaga, l’œuvre au noir» расположилась в парижском доме-музее Bourdelle. Десятки безупречно чёрных нарядов, шляпы, ожерелья, фотографии и рабочие эскизы, которые оригинально и лаконично разместились среди шедевров античного и древнего искусства, очаровывают гостей и напоминают о вековой дате основания Модного дома Balenciaga.  О культовых моделях кутюрье и его искусном мастерстве в эксклюзивном интервью специально для журнала WSTORY рассказал куратор выставки «Balenciaga, l’œuvre au noir», директор музея моды Palais Galliera Оливер Сэйлард.

image00002«Balenciaga, l’œuvre au noir» — расскажите нам о концепции данной выставки.
В этом году сто лет, как Кристобал Баленсиага открыл свой дом в Сан-Себастьяне, в Стране Басков. И Palais Galliera, музей моды в Париже, не мог не отметить этого исключительного модельера, о котором господин Диор говорил: «Одежда была его религией». Испанские корни Баленсиага влияли на все его творчество, и это послужило для нас вдохновением. Совершенное владение искусством кроя Баленсиага позволило ему целиком сосредоточиться на структуре и линиях одежды, работать, как архитектор. Таким образом, он мог разрушать форму и через добавление искусственных объемов создать совершенно новый силуэт. Он также был одним из немногих, если не единственным, кто так много работал с черными тканями. Видя его работы и не отвлекаясь на цвет, мы можем сосредоточиться на форме, объеме и конструкции нарядов.
Многие века черный цвет является частью испанской культуры. И для Баленсиага черный — больше, чем цвет, это даже не цвет, а живой материал: то прозрачный, то плотный, то матовый, то блестящий. Играют на свету роскошные ткани с обманчивой простотой кроя. Некоторые из созданных им нарядов можно носить и сегодня, спустя столько лет, особенно те, которые были выполнены в черном цвете. Черный цвет Баленсиага — это воплощение строгости и величественности.
Какие элементы коллекции являются самыми выдающимися?
Залы, выделенные для выставки, интересны своей простотой. Мы добавили минимум спецэффектов, чтобы показать стиль и талант модельера.
Вот, допустим, строгий костюм Баленсиага, который будет представлен на выставке. Он сделан зимой 1952 года, фасон — немного милитари, кроме силуэта жакета. Жесткий, плотный и сухой пошив позволяет создать такие чистые линии.
Не стоит забывать и о самых культовых моделях, таких как это платье-конус, держащееся лишь на двух тонких лямках. Или вот это длинное колоннообразное платье с четкими линиями. Они сшиты из газара. В 1958 году Баленсиага предложил швейцарской текстильной компании Abraham создать газар — воздушную и блестящую ткань.

image00001
Как была создана выставка?
Чтобы создать эту выставку, мы внимательно обследовали работы модельера, чтобы лучше понять конструкцию и уделить внимание каждой детали: крою, глажке, отделке, подкладке. Эта выставка очень «техническая». Она посвящена профессии модельера и искусству использования тканей.
Баленсиага с необычайной придирчивостью подходил к выбору материала. Если ткань легкая, то в итоге она становилась «живой», как газар или органза. Дизайнер редко использовал шифон, вероятно, из-за вялости материала. Его выбор всегда падал на ткани, у которых есть характер. Клоке, например, поражает своей неровной поверхностью, а вельвет — своей удивительной плотностью. Каждую из этих тканей Баленсиага приручает. В зависимости от веса, от толщины и захвата ткани он драпирует ее и пользуется ее структурой, чтобы добавить рельефа и поддержать линию. А цветовые решения показывают нам душу и характер модели. У Баленсиага присутствуют цветные силуэты, однако черный остается константой.
Дом Баленсиага нам чрезвычайно помог, великодушно предоставив свои архивы. Мы представляем на этой выставке 36 моделей Palais Galliera и 28 — из архивов Баленсиага, приблизительно двадцать шляп, большой выбор ожерелий, а также чертежи Баленсиага, рабочие эскизы и фотографии моделей.

image00010
Кристобал Баленсиага создавал элегантную одежду и в то же время давал свободу женскому телу. Что находится за пределами ДНК дома Баленсиага?
Габриэль Шанель сказала о нем: «Он единственный кутюрье в полном смысле слова. Никто, кроме него, не способен самостоятельно раскраивать ткань, затем стачивать ее и наметывать вручную. Все остальные — всего-навсего иллюстраторы». Баленсиага создавал совершенно новый силуэт, стремясь сделать очертания женщины «красивыми» — он следовал своему собственному идеалу красоты. Одежда Баленсиага кажется независимой от тела. Когда ее надеваешь, она дарит комфорт, свободу движения и прежде всего — стиль. В работах Баленсиага все выстроено без фальши: длина рукава по отношению к объему спины, плечи, на которых основывается равновесие модели, воротник расположен далеко от шеи, освобождая таким образом затылок.
За все существование высокой моды по-настоящему выдающихся творцов было не так много. Мы часто забываем, что кутюрье — это сложная профессия, со своими правилами, техникой и богатой лексикой. Выставки, посвященные ведущим дизайнерам, таким как Мадлен Вионне, Шанель или Баленсиагa, позволяют показать это. Они иллюстрируют эволюцию дизайнерских работ, которые в свое время могут стать феноменами (такими, как, например, маленькое черное платье Шанель). Каждый со своим индивидуальным стилем, эти дизайнеры имели личную вселенную, которая толкнула их на поиски и привела к простоте в одежде.

image00013

Sophistication, elegance, variation of the black tones combined with light and perfect cut, as well as vivid fabrics – these are the unique signature elements of the Spanish ‘couturier of the couturiers‘ Cristóbal Balenciaga. Spanish-themed conceptual exhibition of designer’s pieces «Balenciaga: L’Oeuvre au Noir» is currently housed at the Musée Bourdelle. Dozens of flawless all in black outfits, hats, necklaces, photographs and design sketches are concisely displayed among the masterpieces of ancient art, thus in a way enchanting guests and celebrating the 100 years since Cristóbal Balenciaga opened his Fashion House. The curator of the exhibition «Balenciaga: L’Oeuvre au Noir» and the Museum Palais Galliera (also known as Museum of Fashion) director Olivier Saillard gives a unique inside on the couturier’s iconic fashion pieces and his exquisite craftsmanship in the exclusive interview for WSTORY magazine.

image00004«Balenciaga, l’œuvre au noir» – talk about the concept of the exhibition.

This year marks the 100th anniversary since the day Cristobal Balenciaga established his house in San Sebastian, Basque Country. And Palais Galliera fashion museum in Paris decided to celebrate this exceptional designer, whom Mr. Dior once famously lauded by saying “Clothes were his religion”. Balenciaga’s Spanish roots influenced his work. Black color has been an integral part of Spain’s culture for many centuries. That’s what inspired us.  For Balenciaga black is more than just a color. It’s a living material – sometimes sheer, sometimes thick, sometimes matt and sometimes shiny. Everything shimmers in the light, the fabrics are gorgeous, and the cut is deceptively simple. The designer’s mastery in the art of cutting allowed him to focus on structure and lining. He takes this focus to the extreme, as if he’s an architect here. There were few – if any – designers who worked with black at that time. Balenciaga could destroy a form and create a totally different silhouette by adding artificial volumes. Even though many years have passed, some of this pieces remain relevant today, especially black ones. Balenciaga’s black is the embodiment of strictness and grandeur.

image00005

Which pieces from the collection stand out the most?
The halls allocated for the exhibition are austere yet interesting. We kept special effects to a minimum in order to showcase the style and talent of the fashion designer.
Take this strict suit by Balenciaga, it will be displayed at the exhibition. It was made in the winter of 1952, the façon is somewhat military-style, except for the silhouette of the jacket. Hard, dense and dry tailoring allows for creation of these clean lines.
However, let’s not forget about the most iconic models, like this “cone” dress with only two thin shoulder straps. Or this long column-shaped dress with clear lines. They were both made of gazar. In 1958, Balenciaga offered the Swiss textile company Abraham to create gazar, a weightless and shiny fabric.
How was the exhibition created?
To create it, we examined Balenciaga’s works, trying to get a better idea of his style in all possible aspects: cut, ironing, finishing, lining. The exhibition is quite «technical». It is devoted to the craft of the fashion designer and the art of using fabrics. Balenciaga studied dressmaking in Casa Gomez, then opened his own studio in the “Au Louvre” shop in San Sebastian.
Balenciaga was very picky while choosing fabrics, probably like no other in this regard. If the fabric is light, it kind of becomes «alive», like gazar or organza. The designer mostly shuns chiffon, probably because of its flaccidity. He always picks fabrics that have character and personality to them. Cloqué, for example, has an amazingly uneven surface, while velveteen is surprisingly dense. Balenciaga tames all the fabrics he uses. Depending on their weight, thickness and grip, he drapes them and uses their structure to enhance reliefs and support lines. Color solutions are meant to uncover soul and character of each model. Balenciaga offers lively and colored silhouettes, but black remains an omnipresent constant.
The House Balenciaga was kind enough to give us access to their archives. Our exhibition will feature 36 pieces from Palais Galliera and 28 – from the Balenciaga Archives. There’ll be around twenty hats, a large variety of necklaces, as well as Balenciaga drawings, sketches and photos.

image00006

Cristóbal Balenciaga designed elegant clothing managing at the same time to create full freedom to a female body. So what are the fundamental elements of the House of Balenciaga, what is his legacy?
Gabrielle ‘Coco’ Chanel when talking about Cristóbal Balenciaga once said: «Balenciaga is a true couturier. Only he is able to cut fabric, assemble it and sew it with his own hands. The others are merely draftsmen». Balenciaga designed a completely new silhouette, trying to make the outlines of any woman looking «beautifully» — he followed his own idea of the iconic beauty. One of the main features of Balenciaga design clothing is that they fitted the body with supple ease.
When you try it on, it immediately gives you the feeling of comfort, freedom of movement and, above all, style. In the Balenciaga designs everything is built without a vestige of pretense: the length of the sleeve in relation to the size of the back, the shoulders on which the balance of the model is based, the collar that is shifted further, thus freeing the neck.
The story of Haute couture knows very few truly outstanding designers.  We often forget that a couturier is a complex profession, with its own rules, technique and rich vocabulary. The exhibitions that devoted to the top designers, such as Madeleine Vionnet, Chanel or Balenciaga, allow us to perfectly demonstrate the above-mentioned. They illustrate the evolution of designer works, that one day could become a true phenomenоn (such as little black dress by Chanel). Every couturier with his or her individual style had a private universe that drove them to everlasting search of ideas and eventually led to creating his signature note of simplicity and graphic grace.

image00013