loshica-peschka

В апреле 2015 года состоялось торжественное открытие нового музея «Лошицкая усадьба», хотя буквально десять лет назад некогда изящный особняк был заброшенным зданием посреди Лошицкого парка. После завершения многолетней реставрации поместью вернули исторический облик и максимально постарались воссоздать некогда царившую здесь атмосферу роскоши аристократов.

Первые упоминания о Лошице датируются 1557 годом. За 450 лет своей истории имение сменило множество владельцев, однако самым известным по праву считают Евстафия Любанского – крупного минского промышленника и общественного деятеля.

Получив Лошицу по наследству в 1884 году, Евстафий принялся за активное переустройство своего имения, желая превратить его в одно из самых богатых и именитых в округе.

В публикациях встречаются противоречивые сведения о личности Евстафия Ивановича Любанского: народная молва приклеила ярлык неудачника, слабохарактерного и несчастливого семьянина, а на страницах документов Евстафий Любанский предстает как прогрессивный общественный деятель, увлеченный совершенствованием своего поместного хозяйства и сельского хозяйства Минского уезда и губернии, новатор в ведении хозяйства.

В это время пан Любанский повстречал Ядвигу Кеневич, ставшую впоследствии его супругой. По одной из версий, она поставила ему условие: на брак согласится только тогда, когда усадьбу станут считать лучшей в Минской губернии, а вокруг дома будет парк с деревьями разных видов и цветами невиданной красы.

Следующие 20 лет Лошица переживала расцвет. Был перестроен усадебный дом (к одноэтажному деревянному был пристроен двухэтажный каменный), построен флигель (деревянное здание, в котором располагалась кухня и работал управляющий) и несколько предприятий (крахмально-паточный и винокуренный заводы, две мельницы). В это же время по приказу Евстафия была изменена и структура парка, высажены новые сорта деревьев, в том числе и редкие, например, магнолия кобус, растущая до сих пор.

За всю историю Лошицы здесь бывало множество известных людей своего времени. К владельцам имения приезжали Винцент Дунин-Марцинкевич, Эдвард Войнилович, Ежи Чапский. По одной из версий, Лошицу посещали последний король Речи Посполитой и великий князь литовский Станислав Август Понятовский, а также российский император Павел І.

К началу 20 века Лошицкая усадьба стала культурным центром Минска и окрестностей. Здесь регулярно проходили театральные и музыкальные вечера, масштабные праздники. Во время одного из таких мероприятий хозяйка Лошицы Ядвига Любанская пропала. Лишь утром следующего дня тело несчастной было найдено вблизи усадебного дома — она утонула. Опечаленный супруг в память о своей жене посадил на месте, где было найдено тело Ядвиги, абрикос маньчжурский, а спустя 7 лет уехал из Лошицы.isia_gejszaПо легенде, до сих пор в апреле, в полнолуние, между усадьбой и рекой можно увидеть женский силуэт в белых одеяниях.

Who are you, Mr. Lubansky?

Inauguration ceremony of new museum Loshitsa Manor took place in the spring of 2015, though just ten years ago once fine manor was an abandoned building in the middle of Loshitsa park. After a long-term restoration the manor regained its historic appearance, the atmosphere of luxury and aristocrats that reigned here in the old days was recreated as much as possible.

The first mention of Loshitsa refers to 1557. In the 450-year history Loshitsa changed a lot of hands, though Evstaphy Lubansky, the big Minsk manufacture and public figure, is rightly considered to be the most known one.

Having inherited Loshitsa in 1884, Evstaphy got down to active reconstruction of his property, aiming to turn it into one of the richest and the most notable manors in the neighbourhood.

Publications contain inconsistent statements about Evstaphy Ivanovich Lubansky’s personality: people pinned the label of a failure, a weak-willed and ill-fated family man on him; though in official records he appeared to be a progressive public figure, keen on the improvement of his manor household and rural economy of the Minsk uyezd and the province, an innovator in housekeeping.

At that time pan Lubansky met Yadviga Kenevich, who subsequently became his spouse. One of the versions says she set conditions for him: she would agree to the marriage only when the manor was considered the best one in Minsk province, and the house was surrounded by a park with trees of different kinds and flowers of fantastic beauty.syadzibny_dom_2During the following 20 years Loshitsa flourished. The manor house was reconstructed (two-storied stone house was built on to one-storied wooden one), the outhouse (a wooden building where kitchen was and the manor manager worked) and several enterprises (treacle starch factory, distillery, two mills) were built. By order of  Evstaphy, the park organization was changed, new kinds of trees were planted including rare ones like Magnolia kobus that still grows there.

In the history of Loshitsa plenty of notorious people of their time visited it. Vincent Dunin-Marcinkievič, Edward Woyniłłowicz, Jerzy Czapski called on the manor owners. On one of versions, the last king of Rzeczpospolita and Grand Duke of Lithuania Stanisław August Poniatowski, as well as Russian emperor Pavel I came to Loshitsa.

By the beginning of 20th century Loshitsa manor became a cultural center of Minsk and the neighborhood. Drama and music evenings, massive festivals regularly took place there. At one of those events Loshitsa mistress Yadviga Lubansky disappeared.  The following morning the body of the poor woman was found not far from the manor house – she had drowned. In memory of his wife, the sore spouse planted Prúnus mandschúrica on the place where the Yadviga’s body was discovered. He left Loshitsa 7 years later.

A legend has it that on full moon in April you can still see a woman’s silhouette dressed in white.

Text: Vasiliy Sidorovich, research assistant at Minsk History Museum

history_l_22

history_l_23