Охотничий клуб «Saint Hubert Club de France» сохраняет традиции аристократии. Виды королевской охоты прошлых веков удалось сберечь благодаря участникам организации. Президент клуба Анри-де-Гроссовр рассказал WS MAGAZINE, как, для чего и на кого охотятся настоящие французские мужчины.

imgonline-com-ua-resize-e0khw9tmlhghu

WS: Анри, сегодня для многих мужчин охота – это увлечение, возможность испытать свои меткость, смекалку, логику, нервную систему, в конце концов. А как формировались традиции охотничьего дела?

Henri: Исторически и традиционно охота была не увлечением, а способом прокормить свою семью. Этот навык передавался от отца к сыну. Во времена Позднего Средневековья главной миссией на охоте стало обучение войне. Охота была не досугом, а тренировкой. Добавьте к этому, что ею могли заниматься воины и аристократия…

WS: Какие традиции сохранились по сей день, а какие способы охоты утратили свою актуальность?

Henri: Я попробовал очень много способов охоты: стрельба по птицам, охота на диких кабанов и оленей, chasse à courre (парфорсная охота – вид охоты с гончими собаками, которые гонят зверя до полного изнеможения. – Прим. ред.), охота с норными собаками… Парфорсную охоту практиковали еще древние галлы, но все великолепие этого вида охоты пришлось на царствование Людовика XIV. Охотились, в основном, на оленей. У аристократов был огромный штат прислуги, пеших и конных егерей и даже специальная музыка! Во Франции существует множество видов охоты, которые не очень оригинальны. Например, та же охота на уток вблизи моря. Ее суть в том, что охотники не спят всю ночь, по птицам стреляют издали… Если говорить о малоизвестных способах традиционной охоты во Франции, то я сразу вспоминаю “chasse sous terre”(подземная охота). Охотник роет в земле яму и отправляет таксу на поиски лисы или барсука. Мой любимый тип ловли зверя, свойственный именно французам, – парфорсная охота. Правда, ее сильно критикуют, но мне кажется, это из-за невежества.

WS: В парфорсной охоте ведущую роль играет гончая, не так ли? А в чем задача охотника?

Henri: Все верно. Вы даете охотиться гончей, сами не стреляете. И только когда собака измотает животное, вы убиваете его ножом. Охотники нужны для того, чтобы дать поохотиться псам, остановить их, если они погнались не за тем животным… Когда вы стреляете, то это уже совершенно иной способ охоты. Охота с гончей – это одновременно цивилизованно, сложно, элегантно и очень примитивно, что для меня просто фантастическое и восхитительное сочетание!

WS: И вот об этом восхитительном способе охоты знают только французы?

Henri: Этот способ практикуют только во Франции, Бельгии и немного в Англии, в охоте на лис. Лишь в некоторых соседних странах занимались парфорсной охотой. В конце концов, как я уже говорил, это традиции. Нельзя сказать, что Франция чтит традиции – в особенности традиции охоты – как никакая другая страна в мире, но некоторые французы, особенно в сельской местности, их бережно сохраняют.

imgonline-com-ua-resize-alynw0u4x6td

WS: Какими навыками должен обладать охотник, чтобы победить, обхитрить животное?

Henri: Охотники должны знать, что делает животное. Они должны обладать обширными знаниями о природе, о животных и их поведении. Также важен способ охоты. Например, во время охоты с гончей необходимо знать строгие правила и этику, понимать логику животного, на которого охотитесь, в конце концов, вы должны узнавать формы шагов… Это как с полицейскими и ворами: чтобы поймать преступника, вам нужно думать как он, знать его поведение, учитывать особенности обитания. Между охотником и добычей все то же самое.

WS: А что для охотника важнее: смелость или терпение?

Henri: Банальная «смелость» не главное во многих видах охоты со стрельбой. Чтобы застрелить оленя, вам, как охотнику, нужно весь день ходить в горах с сумкой и ружьем, а это довольно тяжело: организм получает огромную нагрузку. Есть такие виды охоты, где охотник сидит, ждет и стреляет издалека, но он должен точно знать, где сидеть и в какое животное может и должен стрелять. Он должен уметь терпеливо наблюдать и постоянно быть начеку.

WS: Какие животные признаны среди охотников самыми опасными?

Henri: Крупные животные, например, кабаны, олени-самцы. И африканские: бегемоты, бизоны, леопарды.

WS: На каких диких животных вы не охотитесь? Почему?

Henri: Есть животные, на которых не охотятся по традиции, потому что их не едят, потому что охота на них запрещена, потому что это опасно… У меня не было возможности поохотиться на очень опасных животных в Европе, Азии или Африке. Я не охочусь в Африке.

WS: Если бы встал выбор оставить только два вида животных, на которых вы будете охотиться, кто бы это был?

Henri: Водные птицы и дикие кабаны. Водные птицы, например, утки – очень необычные. Они тихие, к ним нужно прислушиваться, аккуратно оглядываться, чтобы не спугнуть. Охотнику нужно уметь выжидать. Для этого приходится довольно долго сидеть у пруда или моря, в одиночестве, в связке с природой, в покое и тишине… Происходит идеальное погружение в природную среду. А кабан – я люблю это животное – умный, сильный, смелый. Во время охоты на него у меня возникает столько страсти и эмоций, будто все в первый раз!

WS: Существуют ли у охотников суеверия? Верите ли вы в приметы?

Henri: Нет, суеверий нет. Есть, в некотором роде, традиции, которые берут начало с давних времен. Например, во времена монархии было запрещено стрелять в лебедей. Многие охотники и сейчас придерживаются этого правила.

WS: А если дорогу перешел черный кот, что вы сделаете?

Henry: Подстрелю его (смеется). Кот – проблема для охотника, потому что он тоже охотится, птицы – его добыча. В лесах можно повстречать котов, которые не совсем одичали (сбежали с ферм) и стали охотиться. Они едят птиц и их яйца. Вот такие коты – настоящая проблема.

imgonline-com-ua-resize-wgv9sdlkhgircphh

WS: Какие ритуалы вы совершаете после охоты?

Henri: Зависит от страны. Во Франции принято с музыкой отдавать внутренности добычи собакам. В Германии и других центральноевропейских странах есть ритуал обмакнуть веточку в кровь убитого животного и закрепить ее на шляпе охотника…

WS: Какая охота в последнее время стала для вас наиболее успешной?

Henri: Охота в Австрии на серну (вид дикой козы. – Прим. ред.). Нам пришлось часами искать серн в горах, много и долго ходить. Охота продолжалась около четырех часов. Это было непривычно, потому что животное редкое, не совсем обычное: у того, которого я застрелил, был только один рог, что случается не часто…

WS: Приходилось ли сталкиваться с опасными ситуациями на охоте?

Henri: Никогда. Правда, однажды был такой случай. Наша знакомая захотела увидеть охоту на кабана. Дама очень переживала, что животное может наброситься на нас, но мы заверили ее, что дикий кабан никогда не нападает, что обычно правда. Как вы думаете, что произошло на охоте? Он всё-таки напал на нас! (смеется). Но всё обошлось.

Я хочу создать Панъевропейскую Федерацию охотничьих клубов Saint Hubert. Было бы здорово наладить общение и организовать сеть между различными классами охотников, потому что они не всегда говорят друг с другом.

WS: Как связаны охота и охрана природы?

Henri: Напрямую. Например, необходимо регулировать популяцию различных животных. Этот вопрос помогают решить охотники. Если запретить охоту на дикого кабана, сельскому хозяйству может быть причинено много вреда. Была история, когда в Женеве после запрета на охоту популяция животных чрезмерно увеличилась, гражданских служащих попросили взяться за ружье. Это абсурд: охота запрещена, но приходится взимать очередные налоги на оплату работы гражданских служащих!

WS: Значит ли, что если Вам удалось добыть животное, то у него есть какие-то заболевания? Как вы с этим обходитесь?

Henri: Если животное больное, его быстро догонят собаки, а здоровое и хитрое животное поймать очень сложно. Мы также отбираем отдельные виды животных на предмет болезней или возрастания популяции.

WS: Как охотничьи клубы помогают регулировать законы и нормативы в области охоты?

Henri: Зависит от клубов и от стран. Есть много видов охотничьих клубов. Например, Международный Совет по охоте и охране животного мира (International Council for Game and Wildlife Conservation (сокр. СIC) – это всемирная организация, которая действует в 86 странах. В ее состав входят правительства государств, природоохранные организации, эксперты… Она помогает разрабатывать стратегии в области охоты и сохранения ресурсов дикой природы. И, что интересно, CIC был создан именно командой охотничьего клуба «Saint Hubert Club de France» в 1928 году. Девятым президентом клуба с момента его создания в 1902 году как раз являюсь я.

imgonline-com-ua-resize-dqcg4xuh8yj6v

WS: Для кого и зачем создавали «Saint Hubert Club de France» в начале прошлого века?

Henri: Его создавали для борьбы с браконьерством во Франции. Идею охотно поддержали. Членами клуба стали большинство остававшихся у власти королей Западной Европы (Испания, Португалия, Бельгия и др.), а также элита Республики. Знаменитыми участниками были премьер-министр Жорж Клемансо, Президент Рузвельт, великий князь Алексий Российский… Между двумя войнами это была очень крупная и популярная организация, которая насчитывала порядка 60 000 участников.

WS: А какая задача номер один для вас, как президента «Saint Hubert Club de France», сегодня?

Henri: Работать над грядущей эволюцией охоты, в основном, во Франции и Европе. Я хочу создать Панъевропейскую Федерацию охотничьих клубов Saint Hubert. В Белграде мы запустили эту организацию в феврале с участием российского, австрийского, сербского, французского и бельгийского охотничьих клубов.

WS: В каких переменах нуждается индустрия охоты сегодня?     

Henri: Хотелось бы наладить общение и организовать сеть между различными классами охотников, потому что они не всегда говорят друг с другом. Важно организовать эту систему для лоббирования интересов охоты во Франции и по всей Европе.

HUNT: THE BEST TRADITIONS

Hunters’ club «Saint Hubert Club deFrance» preserves aristocracy traditions. It turned real to keep some types of royal hunt from earlier centuries owing to the members of organization. President of the Club Henri de Grossouvre tells WS MAGAZINE how, what for and whom real French men hunt.

WS: Is it possible to treat hunting as a hobby of a real men with multi century traditions?

Henri: Historically and traditionally, it is not really a hobby, it was a way for the household head to feed his family. It was a skill passed down from father to son. From the high middle ages it became in Europe a training for war, it was not a pastime but a training and a privilege of warriors and aristocracy.

WS: Which traditions of hunting do you still follow nowadays and which of them lost their relevance?

Henri: Actually, I’ve practiced very different ways of hunting: shooting birds, shooting wild boars, deer hunt, stag hunt, chamois, chasse a courre (without shooting of course), hunting underground (“chasse sous terre”), etc. In France there are a lot of different traditional and local ways of hunting, which are not very original like duck hunting close to the sea where you will stay all night long, hit and drink and shoot the ducks very far (“chasse à la hutte, au gabion”). La chasse with some kind of a glue. There are many traditional ways of hunting in France, which are not well-known. You are underground, you dig a hole to catch a fox or a badger. Some of them like la chasse a courre are highly criticized by antihunters mostly out of ignorance

imgonline-com-ua-resize-e0khw9tmlhghu

WS: France keeps on going with traditions like no other country in the world?

Henri: There are different ways of hunting in France and traditional things are still practiced, which are not traditional or practiced in other countries. Chasse a courre is only French, Belgian and a bit English for the fox. Just a few neighbouring countries have practiced chasse a courre. In France they hunt for rabbits, hares, foxes, white boars, deer, stags. We cannot say that France keeps on going with tradtions and especially hunting traditions like no other country in the world, but some French, mostly in traditional rural areas really keeps these traditions. Historically continental rural Europe, from France to Russia are more enclined to keep traditions than “sea merchants”.

WS: What are other very traditional French huntings?

Henri: Chasse à courre is the traditional French hunting par excellence. When it comes to chasse a courre, you let the dog hunt, you don’t shoot. And then you kill the animal with a knife. . The hunters are just here to let the dogs hunt, to stop them when they are hunting the wrong animal… When you shoot, it’s a totally different way of hunting. Chasse à courre is at the same time very civilized, sophisticated, elegant, and very primitive, which is for me a fantastic and fascinating combination !

WS: Hunting is a fight with an animal. What skills should hunters possess to win in the fight?

Henri: Hunters should know what the animal is doing. They must have a large knowledge of nature, animals and animals behaviors. But it also depends on the hunting. In chasse a courre you are following an animal, you should know the strict rules and ethic of chasse à courre and also the behavior of the animal you are hunting.,. You should know the nature, recognize shapes of steps…. It is like police and thieves, to be a good policeman and catch the thieves you have to know and understand them very vell, know their environnement, their sociology, their behaviors,  it is the same with hunters and game (hunted animals).

 WS: As for physical skills, what dangers could happen?

Henri: It’s not possible to generalize, because there are some kind of hunting where you just stay and wait and shoot from far away, it is not dangerous but you have to know where to stay, when to stay, and what animal you may and should shoot. You just have to be aware, see and shoot correctly. . Being ‘brave’ wouldn’t work out there which is not the cas at chasse à courre or at some special shooting hunts. As a hunter, you have to walk all day in the mountains to shoot a deer, for example, with a bag and a gun. It’s quite heavy and sportive.

I want to create a paneuropean federation of Saint Hubert hunting clubs. To communicate, to organize network between different kinds of hunters, as they don’t always speak to one another, or like one another.

 

WS: Which animals are the most dangerous?

Henri: Big animals like white boars, stag. And African animals like hippopotamus, buffalo, leopard for instance.

WS: Are there some animals you never hunt because it’s too dangerous?

Henri: Not that I know. There are animals you don’t hunt because of tradition or you don’t eat them, because it’s forbidden to hunt them. Because it’s dangerous –  But to be honest I did not have the opportunity to hunt very dangerous animals in Europe, Asia, or Africa, I do not hunt in Africa.

WS: Which type of hunting do you personally prefer?

Henri: Water birds and wild boar.

WS: Why?

Henri: Because both of them are wild animals.

WS: Why do you like it?

Henri: Water birds like ducks are very special, you have to wait, you are in the nature alone. They are very quiet and you’ve to listen, look everywhere. You are totally emerged in the nature. You have to stay quite long close to a pond or close to the sea, at one and connecting with the nature, mostly in peace and in silence. And wild boar because I like this animal, intelligent, strong and brave and I still have a lot of passion and emotions when I hunt them, as if it was the first time !

imgonline-com-ua-resize-alynw0u4x6td

WS: Are there any superstitions that hunters have? Which do you follow?

Henri: Not really. No superstitions. There are kind of traditions that come from ancient times. For example, during the monarchy you were not allowed to shoot a swan. There are people who still don’t shoot a swan.

WS: For example, say a black cat ran in front of you, what would you do?

Henri: I’d shoot a black cat (laughing). A cat is a problem for a hunter, because they  hunt and  the birds, the game. There are some cats in the forest that are not totally wild (they come from some farms) and go hunting. They eat birds, they eat their eggs. These cats are a real problem.

WS: What rituals do you have after finishing the hunt?

Henri: It depends where chasse a courre takes place. When you prepare the inside of the animal, it’s a ritual with music to give it to the dogs, “la curée”. In Germany and other central European states you draw a leaf in the blood of the hunted animals and you put it on the hat of the hunger who shot it.  Chasse à courre in France and hunting of large animals (wild boars, deers, stags…) in Germany and central Europe are extremely ritualized.

imgonline-com-ua-resize-wgv9sdlkhgircphh

WS: Which was the most successful hunt for you recently?

Henri: The hunt I preferred recentaly took place in Austria. It was a   chamois in the mountains. We had to look for them in the mountains for hours, walk a lot. It took around 3-4 hours to hunt it. It was so special because it was a rare animal, a Chamois which is not very common, and the one I shot had only one horn, which is rare. And it was very sportive, because it was in the mountains

WS: What dangerous situations happened to you in your hunting career and how you solved them?

Henri: I have never faced any dangerous situations in my life. But I know one lady who was on a hunt for the first time. We told her that a wild boar would never attack her which is normally true, but the white boar did attack her (laughing).

WS: How is hunting connected with preservation of the nature?

Henri: It’s directly connected to the preservation of the nature, because you have to regulate the population of different animals, because if you don’t do it, someone has to do it. If you are forbidden to hunt a white boar, a lot of damage might occur in agriculture. For example, in Geneva when they forbade hunt, later they had to ask civil servants to do the hunts, because the population of animals had grown enormously. It is an absurd situation, hunt is forbidden, but you have to raise new taxes to pay civil servant to do the job !

WS: But does it mean that if you managed to hunt an animal, it has got some diseases or illnesses? How do you make the selection?

Henri: Yes, that’s true. In chasse a courre if the animal is ill, it’s taken quickly by the dogs, and the good healthy and cunning animals are mostly not taken. And we also select, if we shoot with a gun. We select also special kinds of animals, either they are ill or if the population is growing.

WS: What is the role of hunting clubs in regulation of hunting sphere?

Henri: It depends on hunting clubs and on the countries. There are a lot of different types and kinds of hunting clubs. The CIC, Conseil International de la Chasse (International Council for Game and wildlife conservation) is the worldwide organization , which has representatives in most of the governments of important countries in the world. They set up scientific preservation and regulation rules.  The CIC has been created by the leading team of Saint Hubert Club de France in 1928. Since October 2018 I am the 9th president of Saint Hubert Club de France since its creation in 1902.

imgonline-com-ua-resize-dqcg4xuh8yj6v

WS: What is the history of Saint Hubert?

Henri: it was created in 1902 to fight poaching (“braconnage”, illegal hunters) in France and to help the Game Keepers with social welfare. At that time most of the remaining kings of western Europe were members of Saint Hubert Club de France (Spain, Portugal, Belgium…) and the elite of the republic also, like the President of France and Georges Clemenceau . President Roosevelt was also a member, and the great  duke of Russia,  . Between the two wars it was a very large organization, very popular organization with 60.000 members.

WS: What are your goals as the President of Saint Hubert?

Henri: To work on  anticipation of evolution of hunting in mostly in Franceand in Europe  I also want to create a paneuropean federation of Saint Hubert hunting clubs. We launched this organisation in February in Belgrade with Russian, Austrian, Serbian, French and Belgian hunting clubs.

WS: What changes does the hunting industry need?

Henri: To communicate, to organize network between different kinds of hunters, as they don’t always speak to one another, or like one another. It’s important to organize this network to kind of lobby hunting in France and Europe overall.

 

imgonline-com-ua-resize-dhtzegetbwjulnr

imgonline-com-ua-resize-wrjortfmqzncekw8

imgonline-com-ua-resize-xeppjk0qmu76hzh